История

История крупнейшего в крае автодорожного предприятия началась в 1925 г., когда было создано Красноярское краевое управление шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта под названием «Крайдортранс».

История

История Государственного Предприятия «КрайДЭО» – это, по сути, история становления в Красноярье дорожной отрасли как таковой. Её истоки лежат ещё в 20-х – 30-х годах прошлого века, когда в отдельных районах края стали появляться первые дорожные отделы и эксплуатационные строительные участки (ЭСУ). Численность работающих в них была невысока – порядка десятка человек. Первой управленческой структурой, отвечавшей за строительство и содержание грунтовых дорог (асфальтовых тогда не было) стало Восточно-Сибирское краевое управление грунтовых, шоссейных дорог и автотранспорта – Востсибкрайдортранс , образованное в 1930 году, штат которого состоял из 40 человек.

1 января 1935 года появляется Крайдортранс – Красноярское краевое управление шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта. Продолжателем его дел и идей с полным правом можно считать ГП «КрайДЭО». В состав Крайдортранса, в частности, вошли 7 дорожно-эксплуатационных участков, 3 строительных участка, проектная контора, научно-исследовательская станция и автошкола. Всего в его ведении находилось 2250 километров дорог союзного, республиканского и краевого значения. Спустя 3 месяца – в марте 1935 года – для строительства и ремонта дорог низовой сети в Канске была организована машинно-дорожная станция, которая занималась строительством Тасеевского тракта.

В то время дороги предназначались не для автомобильного транспорта, а, в первую очередь, для гужевого. К 1937 году из 1737 км дорог краевого значения покрытие имели только 232 км, а на дорогах государственного значения из 1381 км покрытие имели 1064 км. Причем покрытие было незначительным, толщина его не превышала 5-7 см, а местами была и того меньше.

В 1941 году Великая Отечественная Война перечеркнула все планы по строительству дорог и организации дорожного движения, которые были намечены для реализации в 1940-х годах. Только после Победы над Германией страна смогла уделить дорожной отрасли должное внимание. Не стал исключением и Красноярский край. В плане пятилетнего развития на 1946-1950 годы было предусмотрено увеличение в крае количества автомобилей со 153 до 516 единиц, причем рост грузоперевозок должен был увеличиться более чем в 6 раз, намечена реконструкция Енисейского тракта, организация двух машинно-дорожных станций, строительство и реконструкция 245 км дорог и капитальный ремонт 715 км. В 1957 году для ремонта и содержания дорог республиканского, краевого и областного значения дополнительно создалось 5 дорожно-эксплуатационных участков.

В 60-х – 70-х годах дорожная сеть в Красноярском крае постепенно начала приобретать свои современные очертания. Этот период – время грандиозных дорожных строек.

«Что в 60-е годы представлял собой Московский тракт? Скорее, это было направление, а не дорога, - вспоминал П.А. Старовойтов, один из бывших руководителей Красноярскавтодора, - Никаких насыпей, в лучшем случае – гравийная «одежка». Чтобы добраться зимой, допустим, из Канска в Красноярск, требовалось не менее 2 суток, а ехать надо было в сопровождении роторного экскаватора».

Дорожникам предстояло осуществить строительство и реконструкцию автомобильных дорог с капитальными типами покрытий, по всем источникам финансирования и всем ведомствам. На карте Красноярского края начали появляться новые мосты и дороги. Такие большие тракты, как Московский и Енисейский, «одевались» в асфальт. Активно ведется работа по строительству магистралей в районах края, и дорожники начинают всё больше и больше внимания обращать на эксплуатацию дорог.

Первостепенной задачей эксплуатационной службы становятся сохранение и улучшение состояния построенных дорог, сбережение вложенного в их строительство туда. 27 декабря 1972 года решением Президиума Верховного Совета РСФСР были упразднены многие дорожно-строительные тресты, а им на смену пришли управления строительства и ремонта автодорог. Так родился и «Красноярскавтодор», чьим полноправным преемником в 2003 году стало ГП «КрайДЭО». В дорожных организациях крайдоруправления в 1972 году (считая с «Хакасавтодором», который тогда входил в его структуру) в общей сложности работало 4150 человек.

В 70-х – 80-х годах руководством края была поставлена задача добиться коренного изменения в вопросах дорожного строительства, превратив его в подлинно народное дело. Работа, общее руководство которой осуществлял «Красноярскавтодор», буквально кипела. Ежегодно вводилось в строй до 600 км новых асфальтобетонных дорог, также была реализована масштабная программа по строительству 48 железобетонных мостов протяженностью 4512 км, в том числе через Амыл, Мана и Чулым. Это был такой рывок, которого ни один регион, ни одна область или край России достигнуть не смогли. Примерно в это же время в крае в структуре «Красноярскавтодора» появляется целая сеть дорожных ремонтно-строительных управлений, большинство из которых активно работают и по сей день.

Начавшаяся в конце 80-х годов перестройка и последовавшие за ней экономические и политические преобразования 1990-х годов стали непростым временем для нашей страны. Многие успешные предприятия и организации не смогли пережить реформ и перестали существовать. «Красноярскавтодор» оказался в числе тех, кто сумел пережить все трудности. В 2003 году, когда предприятие получило своё наименование ГП "КрайДЭО", состоялась его реорганизация, с которой и начался отсчет современного этапа в его развитии.

В 2006 г. предприятие заняло 3-е место в номинации «Лучшая подрядная организация России» по решению исполнительного комитета Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В 2007, 2008 и 2009 гг. признавалось победителем конкурса «Дороги России» в номинации «Лучшая подрядная организация».

В 2019 г. произошла реорганизация ГП «КрайДЭО» в АО «КрайДЭО».

Справка

Открытие музея в 2014 году приурочили к 80 летию Красноярского края и 100-летию со дня рождения Василия Трофимовича Архипенко, основателя дорожной отрасли края

Музей истории

В декабре 2014 года в актовом зале административного здания КрайДЭО была открыта музейная экспозиция, посвященная развитию дорожной открасли Красноярского края.

КрайДЭО

Акционерное общество
«Краевая дорожно-эксплуатационная организация»

© 2021 АО "КрайДЭО"

Адрес

660075, Красноярский край,
г. Красноярск,ул. Маерчака, 4

priem@kraydeo.ru

Мы в соцсетях